Поверка счетчиков

Приборы учета обязательно поверяются. Изначально – на заводе, после – владельцем жилплощади с определенным временным интервалом. Счетчики, которые соответствуют нормативам – используются дальше, те, что нет – заменяются новыми.

Что такое поверка счетчиков. Обязательна ли она?

Поверка – процедура, в процессе которой выясняют, соответствует счетчик метрологическим требованиям или нет, иными словами – определяют его погрешность. Если она находится в пределах нормы, прибор признают пригодным для дальнейшей эксплуатации.

Поверка счетчиков обязательна. Если приборы передают неверные показания, это приводит к росту стоимости услуг ЖКХ. Дата плановой поверки указана в паспорте СИ (средств измерений) или в квитанции. Если её пропустить – плата будет взиматься по нормативу. Как правило, сотрудники управляющей компании сами звонят владельцам квартир и напоминают о необходимости проведения испытаний.

Поверка счетчиков воды

Конкретная дата указана в квитанции на оплату услуг ЖКХ. Если вовремя не провести контроль работы оборудования, стоимость потребленной воды будут рассчитывать по нормативу, но первые 3 месяца – исходя из среднемесячного расхода. Платить по норме не всегда выгодно – сумма выше.

Кто должен проводить поверку?

Услугу оказывают метрологические центры, которые аккредитованы в соответствии с российским законодательством. Проверить сведения о компании можно на сайте Федеральной службы по аккредитации. Чтобы найти фирму в своем городе, наберите в поисковике запрос например: «поверка счетчиков в Москве». Помните, что в каждой компании свой ценник на выполнение работ.

Существует два способа определения исправности приборов учета:

  1. Поверка счетчиков без снятия.
  2. Демонтаж СИ и их доставка в ЦСМ.

В первом случае необходимо подать заявку в компанию напрямую, по почте или по телефону. В ней нужно указать марки и типы сдаваемых приборов, их номера, количество и контактные данные для связи. Когда заявка будет рассмотрена, ЦСМ выставит счет. Мастер приступит к работе только после его оплаты, которую необходимо провести в указанный срок.

Во втором случае оборудование демонтируется самостоятельно (если есть опыт) или силами сотрудника центра за отдельную плату. При самостоятельном снятии СИ предварительно необходимо:

  1. Обратиться в управляющую компанию с заявлением, в котором попросить сотрудника явиться по адресу для проверки целостности пломб.
  2. Получить на руки акт о проведении работ.

Пломбы нарушать нельзя. Если это произошло, необходимо незамедлительно сообщить об этом в управляющую компанию. Штраф за срыв печати – 100-300 рублей для физических лиц.

Важно! Ни в коем случае не пытайтесь восстановить пломбу самостоятельно! Вас могут обвинить в несанкционированном вмешательстве в работу устройства.

Как проходит поверка счетчиков?

Перед началом процедуры необходимо подготовить паспорта приборов, документы об оплате, обеспечить доступ к СИ, освободить место для поверочной установки. Наличие воды – обязательно.

Водосчетчик, поверка, этапы:

  1. Подготовка (проверяют свидетельства, разворачивают установку, определяют характеристики СИ).
  2. Внешний осмотр (определяют возможность считывания показаний, проверяют целостность механизма, отсутствие повреждений).
  3. Опробование (проверяют герметичность устройства, его соединений, порога чувствительности).
  4. Определение относительной погрешности – подают воду, ждут одну минуту, записывают показания. Затем повторяют процедуру, только расход воды фиксирует установка.
  5. Оформление результатов. Выдача клиенту свидетельства о поверке и копии лицензии компании. Документы нужно отнести в компанию, которая начисляет плату (правило действует до 1 сентября 2020 года, после заработает единая система «Аршин»).

Если значения относительной погрешности при каждом измерении не превышают пределов, установленных в паспорте, прибор считается пригодным для дальнейшего использования.

Сроки поверки

Межповерочный интервал устанавливается при утверждении типа СИ и вносится в паспорт устройства. Счетчик горячей воды проверяется 1 раз в 4 года, счетчик холодной воды – раз в 6 лет. Дату планового испытания можно узнать в квитанции на оплату ЖКХ, в едином платежном документе, в личном кабинете на сайте водоканала.

Поверка счетчиков электроэнергии

Испытание прибора учета нужно выполнить до того, как истечет срок поверки, проводившейся ранее (плановой/внеплановой). Если его пропустить, расчет платы за коммунальные услуги будет производиться по нормативам.

Кто должен проводить поверку?

Тестирование проводит представитель энергосбытовой компании или центра стандартизации и метрологии. Он может сделать это в лаборатории или в квартире. Поверка на дому удобнее и быстрее – специалист сразу же опломбирует СИ после выполнения работы. Порядок обращения аналогичен тому, который используется при испытании счетчиков воды.

 

Как проходит поверка?

Операция выполняется с помощью специализированного комплекса, к примеру, УППУМЭ 3.3». Последовательность и тип операций могут незначительно отличаться в зависимости от модели СИ. Порядок тестирования счетчиков электроэнергии:

  1. Осмотр прибора на наличие повреждений и соответствия характеристик заявленным в паспорте.
  2. Проверка прочности изоляции при условии повреждения/снятия пломбы во время предыдущих работ.
  3. Опробование и проверка работы счетного механизма.
  4. Проверка на самоход (обороты при отсутствии нагрузки в сети).
  5. Определение порога чувствительности.
  6. Выявление погрешности прибора.

Если всё в порядке – счетчик пломбируют, накладывают поверительное клеймо. Данные вносят в протокол и паспорт. Если его нет – в свидетельство, копию которого нужно отнести в компанию, которая поставляет энергоресурсы (после 1 сентября 2020 г. – не обязательно).

Межповерочный интервал

Поверка счетчиков электроэнергии осуществляется не реже 1 раза в 8 лет (для механических дисковых приборов) или 1 раза в 16 лет (для электронных). Дата очередной проверки работы СИ указана в техническом паспорте. Сроки – индивидуальная величина. Зависят от типа устройства.

Поверка счетчиков газа

Счетчик газа поверяется, когда срок предыдущего тестирования заканчивается. Он составляет от 4 до 12 лет (указан в техническом паспорте). Работы ведутся на дому или в лаборатории. Предварительно подается заявление в газовую службу или ЦСМ.

Кто должен проводить поверку?

Работа выполняется компаниями, которые имеют официальное право на её проведение (как и в случае с другими СИ). Это указано в соответствующих нормативных документах. Оплачивает услугу также владелец помещения. Снимать устройство самостоятельно запрещено!

Как проходит поверка?

При проведении комплекса мер по выявлению соответствия прибора метрологическим требованиям осуществляют следующие операции:

  1. Подготовка.
  2. Внешний осмотр.
  3. Опробование.
  4. Определение погрешности.

На этапе подготовки перекрывают поступление газа, отсоединяют измеритель, соединяют его с эталонным последовательно и включают оба в газовую цепь по схеме.

Внешний осмотр направлен на выявление повреждений, пломбы и отсчетного устройства.

Опробование выполняют в следующем порядке:

  1. Подают газ, зажигают горелку, в течение 3 минут следят за работой обоих СИ.
  2. Выключают газ и определяют погрешность.

Погрешность находят при минимальном и максимальном расходе газа (сначала работает одна конфорка, потом – все). Если показатели в пределах нормы, на счетчик наклеивают поверительное клеймо, пломбируют его, оформляют свидетельство.

Что будет, если срок поверки вышел?

Без поверки плата за газ будет взиматься по норме. Если продолжать платить за фактический расход, рано или поздно это выяснится, так как специалисты газовой службы проводят плановые проверки оборудования. После этого ресурсоснабжающая организация выставит новый счет и обяжет возместить ущерб (невыплаченную сумму).

Если у вас в квартире есть теплосчетчик, поверка его выполняется по аналогичной схеме и по тем же правилам. Не пропускайте её, тогда вы не переплатите за потребляемые ресурсы и вам не придется возмещать убытки, которые понесли фирмы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *